Собираясь в отпуск, следует осторожно выбирать туристическую фирму.
Среди них часто встречаются недобросовестные. Когда вы уже приобретаете
путевку, особенно внимательно изучите документы, прежде чем их
подписать. Например, в договоре может быть прописано условие: по приезде
на отдых за рубеж туристы обязаны внести залог за сохранность
апартаментов в размере $400-500. Что большинство и делает, однако когда
приходит срок возвращать деньги, представители туристической фирмы
просто испаряются. И только перед самым вылетом домой они сообщают
путешественникам, что им на сумму залога продлили проживание в отеле. В
большинстве случаев к этому моменту у отдыхающих заканчиваются виза и
деньги, поэтому воспользоваться заманчивым предложением агентства они не
могут.
Иногда турфирмы предлагают путевки по сниженным ценам на праздничные
дни. Но связано это не с желанием порадовать клиентов, а с тем, что в
некоторых странах многие праздники считаются семейными и их принято
отмечать дома. И вот здесь туристов ждет сюрприз: рестораны, музеи и
магазины на это время закрывают.
Опасные беседы
С ранних лет взрослые учат детей не разговаривать с незнакомыми людьми,
хотя сами не только беседуют с ними, но порой и доверяют им свои вещи,
оказываясь в итоге обманутыми и обворованными. В долгие часы ожидания
поезда или самолета у многих появляется желание с кем-то поговорить, но
иногда собеседники оказываются жуликами. Наиболее прибыльна их работа на
вокзалах и в международных аэропортах, где пассажирам необходимо
заполнять декларацию. Пока человек делает это, к нему подсаживается
мошенник и, разговорив потенциальную жертву либо мимоходом взглянув на
бланк, выясняет, какую сумму гражданин везет. Если она солидная, то
напарнику-карманнику подается знак, и он выполняет оставшуюся часть
работы.
В другом случае, также втираясь в доверие, аферист оставляет рядом с
соседом вещи и ненадолго отлучается. Вернувшись, он продолжает сидеть с
собеседником до тех пор, пока и тот не попросит присмотреть за багажом
(такая необходимость возникает довольно часто). И как только доверчивый
путешественник покидает свое место, мошенник вместе с его сумками
бесследно исчезает.
Работают жулики и в купейных вагонах. Они предлагают попутчику кофе или
чай и подливают в него клофелин. Пока пассажир мирно спит, его вещи
выносят на ближайшей станции.
"Веселые" прогулки
Особую бдительность следует проявлять, отправляясь на прогулку по
незнакомому городу, - карманники и мошенники знают места, чаще всего
посещаемые туристами, и как часовые на посту дежурят там, выискивая
новые жертвы, особенно среди русских гостей. К примеру, к туристу
подъезжает машина, из которой выходит солидный мужчина и на ломаном
русском сообщает, что поскольку его родители - выходцы из России, он
очень любит эту страну и в знак уважения хочет сделать "земляку"
небольшой подарок. Ошарашенный путешественник берет пакет, но как только
он оказывается в его руках, иностранец начинает угрожать, обещая
вызвать полицию и заявить об ограблении. Мошенник понимает, что турист
напуган, скорее всего, плохо владеет местным языком и не испытывает
желания общаться с полицейскими. В результате, чтобы отделаться от
шантажиста, отдыхающий отдает какую-то сумму наличных и подарок, который
вскоре вручают новой жертве.
Возможна и другая схема обмана. Во время прогулки к туристу подходит
бомж и начинает что-то бормотать себе под нос. При этом он достает
деньги, демонстративно размахивает ими в воздухе, видимо, желая
показать, что в его стране даже бомж имеет неплохие средства к
существованию. Не произведя никакого впечатления на гостя, оборванец
исчезает. Успокоившийся путешественник продолжает прогулку, но через
некоторое время вновь встречает странного бомжа, которого ведут под руки
полицейские. Причем, как ни странно, процессия направляется к нему.
Один из служителей порядка начинает расспрашивать туриста, не менял ли
он деньги у задержанного, на что тот отрицательно качает головой. Затем
его просят показать документы и наличные. Пока один полицейский
рассматривает купюры, у второго вырывается бомж и пытается убежать, но
его успевают догнать. С извинениями за беспокойство отдыхающему
возвращают деньги и документы. А когда он достает их в следующий раз, то
видит, что часть купюр исчезла, и понимает, как ловко его обманули.
Обманы на услугах
В отелях, если и не мошенники, то сами служащие находят всевозможные
способы надуть клиентов. В гостинице, когда гость в последний день
рассчитывается с портье, он обычно кладет рядом с собой ключ от сейфа
или от номера, чтобы сдать его. Однако пока человек разбирается с
оплатой, ключ исчезает. Служащий знает, что турист торопится на поезд
(самолет или другой транспорт), поэтому долго спорить не станет и просто
заплатит штраф за утерю.
Широко распространено жульничество в кафе и ресторанах. По одной из
схем, чтобы привлечь посетителей, людям предлагают ознакомиться с
фальшивым меню, где цены заведомо занижены. После того как все съедено,
человеку предъявляют счет, в котором стоимость блюд в несколько раз
больше. А если он вызывает полицейского, то официант показывает
служителю закона настоящее меню с высокими ценами. Доказать свою правоту
посетитель не может, так как официант заявляет, что клиент сам выбирал
блюда и видел их стоимость, а теперь не хочет платить.
Среди официантов популярен так называемый подводный метод. Суть его в
следующем: отдавая клиенту сдачу, бумажные купюры кладут под счет, а
сверху высыпают мелочь. Каждый пятый посетитель берет только деньги,
лежащие сверху, а об остальных забывает или просто не видит их.
Существует и такой способ заработать. К счету, который обычно включает
10-15% за обслуживание, добавляют процент за услуги буфета, и клиент
платит в два раза больше положенной суммы.
Наиболее интересная махинация используется в поездах, маршруты которых
пролегают через несколько стран. Чаще всего пассажир, заказав еду на
территории одного государства, расплачивается, уже въехав в другое,
поэтому счет увеличивается на 15-20% для покрытия рисков, возможных при
обмене валюты. Применяется такой метод и в самолетах, хотя там берут
немного меньше - 5-10%.
Скрытые аферы
Иногда о том, что во время отдыха их обманули, граждане узнают, только
вернувшись домой. В поезде, ресторане или гостинице мошенник отыскивает
жертву, у которой дома остался кто-нибудь из родных. Во время задушевной
беседы он узнает адрес и имена близких. После чего аферист спешит на
почту и от лица жертвы отправляет телеграмму с просьбой выслать на имя
"друга" крупную сумму в связи с кражей денег и документов. Родственники,
получив послание, немедленно высылают деньги, на них мошенник едет на
поиски новых "спонсоров".
Возможна и другая схема. Молодой человек на курорте знакомится с
девушкой, представляясь отдыхающим, вырвавшимся на пару недель на юг.
Ежедневно он водит ее по ресторанам и кафе, поражая своей щедростью, и
параллельно выясняет, проживает ли кто-нибудь еще в ее квартире. А
девушка уверена, что у них серьезный роман. И вот за пару дней до
отъезда, когда она уже ожидает предложения руки и сердца, "жених"
неожиданно сообщает, что его срочно вызывают на работу. Он обещает
быстро уладить все дела и приехать домой к "любимой", поэтому просит
оставить адрес, что девушка с радостью и делает. Однако, вернувшись с
курорта, она понимает, что ее обманули - квартира оказывается совершенно
пустой, а от "жениха" никаких вестей.
Конечно, отпуск по определению предполагает отдых и расслабленность, но в
любом случае не настолько, чтобы забывать об элементарных правилах
безопасности, особенно в чужой стране.