Он соединяет между
собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в
Центральном районе Санкт-Петербурга
Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того,
что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители
города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были
названы: Зелёный мост (до 1918 — Полицейский мост), Красный мост, Синий мост, Жёлтый мост
(ныне Певческий мост). У мостов покрашены перила и нижняя "водная"
часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее
название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные
цвета.
Зеленый
мост через Мойку расположен по Невскому проспекту. Фотографировать его
практически невозможно, так как на мосту редко бывает один свободный от
туристов и таксистов сантиметр. В этом нет ничего удивительного — это
самый оживленный участок самого главного проспекта города и его
исторической части.
Первый
деревянный разводной мост через Мойку в створе Невского проспекта был
построен в 1717–1718 годах. В 1735 году мост был выкрашен в зелёный
цвет, благодаря чему получил своё первое название — Зелёный.
В
1770-х годах мост получил другое название — Полицейский, по
находящемуся рядом дому генерал-полицмейстера Чичерина. В конце XVIII
века переправа была перестроена, стала иметь три деревянных пролёта
балочной системы на каменных опорах.
К
началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу
стало необходимо перестраивать. В 1806 году здесь был построен первый В
Санкт-Петербурге металлический чугунный мост. По предложению инженера
В.И. Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные
пустотелые ящики, уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами.
Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился
лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на
одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с
металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными
обелисками с золочёными шарами. Проект переправы оказался настолько
удачен, что его сделали типовым проектом для всех мостов через Мойку.
В 1842 году в связи с возросшей интенсивностью движения на этом участке Невского проспекта Полицейский мост
по проекту инженера А.Д. Готмана был расширен. К нему пристыковали
тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь
были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски
заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами. В 1844 году здесь
впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология
тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее
отлитые асфальтовые блоки. Газета «Северная Пчела» писала: «Асфальт,
вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что
едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». В XIX веке
по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были
установлены фонари.
В
1904 году в связи с прокладкой на проспекте трамвайных путей снова
появляется необходимость в реконструкции моста. На этот раз здесь
увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой
реконструкции был составлен инженерами В.А. Берсом, А.Л. Становым и А.П.
Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан
архитектором Л.А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом,
фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами. 9 января 1905
года, в день, ставший известным как «кровавое воскресенье», на
Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к
Зимнему дворцу демонстрантов.
После
1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название —
«Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были
заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому
времени шестигранные фонари. Очередные реставрации Народного моста
проходили в 1961 и 1967 годах. В ноябре 1997 года было возвращено
историческое название — Зелёный мост.